Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств в РФ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств в РФ

 

Современный этап реформирования российской системы бухгалтерского учета характеризуется разработкой и утверждением новых положений по бухгалтерскому учету и существенным изменением действующих. Данные процедуры проводятся в продолжение сближения российской системы учета с международными стандартами.

Нормативное   регулирование   бухгалтерского   учета    предполагает нормативно-правовое регулирование, осуществляющееся посредством норм права,             а   также   методическое   (нормативно-техническое)   регулирование осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Система правового регулирования бухгалтерского учета в России традиционно складывается из актов нескольких уровней юридической силы.

При рассмотрении вопросов нормативного регулирования бухгалтерского финансового и управленческого учета необходимо руководствоваться не только общепринятой классификацией нормативных правовых актов, но и учитывать нормы Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ст. 21 данного нормативного акта к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

В таблице 1 представлены документы в области регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Таблица 1. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Наименование документа

Отличительные особенности

 

Федеральные стандарты

Обязательны к применению, если иное не установлено

этими стандартами. Разрабатываются на основе между- народных стандартов

 

Отраслевые стандарты

Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятель-

ности. Обязательны к применению

 

 

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Принимаются в целях правильного применения феде- ральных и отраслевых стандартов, уменьшения расхо- дов на организацию бухгалтерского учета, распростра- нения передового опыта, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Применя-

ются на добровольной основе

Стандарты экономического субъекта

Предназначены для упорядочения организации и веде-

ния бухгалтерского учета экономическим субъектом. Разрабатываются и устанавливаются самостоятельно

 

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 ФЗ.

В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств предприятия.

Важным документом, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов, налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» состоит из десяти амортизационных групп и предназначается для обязательного использования всеми организациями независимо от форм собственности при начислении амортизации и износа основных средств на основе Классификации. Классификация основных средств была разработана на основе статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вторую группу документов составляют положения по бухгалтерскому учету (федеральные стандарты по бухгалтерскому учету).

Организация бухгалтерского учета основных средств основана на положении по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, а также отражает порядок оценки основных средств, амортизации, восстановления и выбытия основных средств и иные моменты учета основных средств.

В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Третий уровень представлен нормативными документами (иными, чем положения), и методическими указаниями. К данному уровню относятся следующие документы:

   Приказ  Минфина   РФ от 13.06.1995 № 49   (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении  Методических  указаний  по   инвентаризации  имущества  и финансовых обязательств»;

  • Постановление Правительства РФ от 01.2002 № 1 (ред. от 06.07.2015)

«О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

   Приказ  Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н    (ред. от 24.12.2010)   «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»;

   Приказ Минфина РФ от 31.10.2000  № 94н   (ред. от 08.11.2010)  «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Четвертый уровень – документы, формирующие учетную политику предприятия. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.

В настоящее время активно идет процесс реформирования российского бухгалтерского учета, разрабатываются новые федеральные стандарты по бухгалтерскому учету, существенно корректируются ранее действующие.

С 2015 года изменен лимит отнесения объекта к основным средствам с 40 000 руб. до 100 000 рублей (укажи документ……).

В 2016 году планируется значительно изменить и правила учета основных средств. Так, на сегодняшний момент существует проект нового стандарта «Учет основных средств», разработанный Минфином России совместно с Национальной организацией по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО).

Проект нового стандарта в целом наделяет организации большей свободой и, следовательно, в отличие от ПБУ 6/01 в большей степени требует от бухгалтера применения профессиональных суждений и навыков.

Итак, были выделены основные нормативные акты по учету основных средств, и в зависимости от конкретной ситуации, могут применяться как эти, так и другие нормативные акты, касающиеся бухгалтерского учета основных средств.

Попробуйте и ощутите разницу!

Получите 30 дней бесплатного обслуживания при оформлении подписки на год!


Оставить заявку
Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *